О театре

О театре

ТЕАТР «МОДЕРН» - ЖЕМЧУЖИНА МОСКВЫ

Конкуренция в сфере культуры – жесткая вещь, особенно в столице. Тем не менее на карте театральной Москвы всегда появлялись театры – явления, как правило, возникающие на рубеже «слома эпох»: так в двадцатые годы прошлого века в стране возникают театры и режиссеры небывалые, всем ныне известны их имена. Но и в шестидесятые, и в девяностые годы на волне культурного и духовного подъема возникли театры, прошедшие непростую проверку временем и доказавшие свое право на существование.

Театр «Модерн» созданный народной артисткой России Светланой Враговой сегодня – подлинная «жемчужина Москвы». Яркая, талантливая ученица Юрия Завадского, Марии Кнебель, Ирины Анисимовой-Вульф, она единственная в юности, в весьма непростых 80-х решилась на то, чтобы попробовать восстановить разрушенные связи с драгоценной культурой «серебряного» века – и в буквальном, и в переносном смысле, – не только воссоздав на сцене небывалые до того спектакли, дословно и в декорациях воссоздав сложнейшую пьесу «Катерина Ивановна» Леонида Андреева, но и, может быть, наиглавнейший поступок этой смелой женщины-режиссера – не побоявшись в сложное и нищее время взять на себя эту задачу - вернуть столице России одну из жемчужин в ее короне – красивейшее и значимое здание эпохи «серебряного века».

Бывшее роскошное здание Хлебной биржи, созданное по уникальному проекту архитектора Капитолия Абрамовича Дулина в стиле неоклассицизма, открывалось с помпой в начале века до революции – 16 октября 1911 года. На открытии присутствовал московский губернатор В.Ф. Джунковский. Проект Дулина был отобран из двадцати одного варианта, поступившего на конкурс, - его обсуждало жюри, состоявшее из академиков, в числе которых были Ф.О.Шехтель и А.Ф.Мейснер. За готовый проект автор получил премию в размере шести тысяч рублей и приступил к строительству… Ему шел всего тридцать один год. Становление его творчества пришлось как раз на 1910-е годы. В это время им были также спроектированы: здание синематографа «Орион» на Преображенской площади, а также здание городского банка и особняк Шмидта в г.Саратове.

Судьба даровитого мастера была трагична – наступило другое время, - на созданном его фантазией особняке «Тата» появились памятные доски о том, что здесь трижды выступал Ленин – в 1918, 1919 и 1920 годах, и в 1918 году – Свердлов. Стало не до модерна. Хотя Дулин не эмигрировал и продолжал работать после революции консультантом по инженерным вопросам ( была такая высмеянная Булгаковым в то время должность – «консультант» ), его судьба сложилась трагично: в 1928 году он был репрессирован, последняя его работа – в Управлении Соловецких лагерей.

Его детищу повезло больше. В советское время и в войну это здание сохранилось и было отдано Дому пионеров, но ко времени «перестройки» 90-х оно было в таком состоянии, что его не согласились взять под свой театр мэтры - ни Олег Табаков, ни Анатолий Васильев. Особняк будто ждал Светлану Врагову, ученицу Завадского, метавшую довоплотить «серебряный век». И дождался, благодаря наступившим благоприятным обстоятельствам. Предстояла сложная, кропотливая работа. Замысел был дерзок – попытаться восстановить не только внешнее убранство, но и воплотить в театре сам модернистский – красивый и дерзкий по замыслам и исполнению стиль «серебряного века».

Так в Москве вновь появился прекрасный белокаменный особняк с изысканным интерьером, увидеть спектакль в котором – мечта любого зрителя. Но редкий зритель знает о том, как восстанавливался этот особняк, буквально по частям ремонтировались сцена и зрительный зал, фойе. Парадная лестница театра «Модерн» была со всей роскошью отреставрирована на двадцатилетие театра в 2008 году, ей был придан почти первоначальный вид ( высокохудожественные торшеры на столбах лестницы, увы, не сохранились, но были заменены другими, близкими по стилю.) Стены и потолок главного входа украсила восстановленная лепнина.

- Вся эта красота, - вспоминает Светлана Врагова, - была воссоздана руками самих артистов, лепщиков из художественно -постановочной части, бутафоров – по эскизам Л. Наголовой и М. Курченко. Была восстановлена лепнина, работа была проделана просто адская, с утра до поздней ночи. В восстановлении прнимали участие студенты Суриковского и Строгановского училищ. Половина материалов приобретена из личных средств Светланы Враговой, художника и актеров.

Специально для театра «Модерн» главным художником Ларисой Наголовой была разработана уникальная эмблема в духе «серебряного века» и стиля «модерн»: на ней мы видим символическое яйцо – символ души, этот рисунок часто повторяется в орнаментах витражей , крест – охранный знак и лилию – символ чистоты и первозданности. В оформлении буклетов также используются цвета «модерна»: серебро, старое золото, белый, черный.

Нынче Театр «Модерн» - настоящая московская достопримечательность , однако кажется, будто это необыкновенно красивое и возрожденное к жизни с любовью здание , в котором гармонично сочетаются признаки нынешнего театрального искусства и былого великолепия, раненое предыдущей эпохой, еще только-только оживает, чтобы дарить людям красоту и вдохновение. В репертуаре – уникальные спектакли, о которых Вы подробно можете узнать на нашем сайте.

Ольга Адрова

Banner1 Banner2 Banner3